Главная Новости

Чем протокол ГИБДД об административном правонарушении отличается от постановления

Опубликовано: 01.09.2018

видео Чем протокол ГИБДД об административном правонарушении отличается от постановления

Инструктаж по протоколу

Нарушения правил поведения за рулем фиксируются сотрудниками дорожной полиции. Для этого ими применяется два основных метода – составление либо протокола, либо постановления. Причем далеко не каждый автовладелец может объяснить, чем отличается протокол от постановления ГИБДД. Предлагаем в деталях разобраться в юридических тонкостях этого вопроса.



Раскрытие сути понятий

Вначале уточним, что такое протокол об административном правонарушении. Это юридический документ, составляемый сотрудником дорожной полиции в отношении нарушителя ПДД, если он не согласен с инспектором, оспаривает сам факт нарушения и во всех остальных спорных ситуациях. Рассматриваемый акт дает основания обжаловать действия сотрудника ГИБДД и служит основным правовым свидетельством при рассмотрении жалобы или в процессе судебного разбирательства.


Хитрость при составлении протокола

Однако, если протокол об административном правонарушении составлен, что дальше его нужно будет обязательно обжаловать – не факт. Помимо конфликтных ситуаций, обстоятельства правонарушения протоколируются ГИБДД и в ряде особых случаев:

если нарушителем оказался действующий военнослужащий; при обнаружении за рулем несовершеннолетнего; во всех обстоятельствах, когда решение вопроса находится за рамками полномочий сотрудника дорожной полиции, обнаружившего нарушителя ПДД.

Постановление ГИБДД – это тоже юридический акт. Но подобный документ составляется в упрощенной форме и не предполагает дальнейшего оспаривания нарушителем факта правонарушения. По постановлению выписывается штрафная квитанция, а водитель получает квитанцию об оплате административного штрафа. Однако такой документ не может быть составлен представителем ГИБДД без признания водителем факта правонарушения.


Обжалование постановления ГАИ от А до Я.

Тогда как же быть с дорожными камерами, по информации с которых постановления выписываются в отношении нарушителя в автоматическом порядке? Во исполнение правовых норм, законодательство разрешает водителю обжаловать данное постановление в течение 10 суток. Поэтому крайне важно иметь на руках актуальные сведения о своих правонарушениях. Сегодня найти штраф по номеру постановления можно в электронной картотеке ГИБДД, к документам которой имеется общий доступ во Всемирной паутине.

В чем разница

Между описываемыми правовыми актами существует несколько принципиальных отличий.

В протоколе ГИБДД рассматриваются обстоятельства административного дела с учетом мнения всех сторон и показаний очевидцев, причем в документе вовсе не обязательно наличие выводов. Постановление отражает результат законченного действия – в нем указывается мера наказания нарушителя. Постановление составляется уполномоченным сотрудником ГИБДД, а протокол может написать любой полицейский. Протокол отражает все мнения сторон конфликта, а постановление содержит исключительно выводы о наказании нарушителя.

Таким образом, отличие протокола от постановления ГИБДД в том, что на его основании исход административного дела разрешается в результате последующего разбирательства. В то время как постановление является итоговым исполнительным документом, содержащим в себе определенные требования, которые, однако, нарушителю можно будет обжаловать в установленные законом сроки.

Порядок составления протокола

Протокол должен быть составлен в соответствии с нормами права. Это регламентировано ст.ст. 12.35, 28.2, 25.6 КоАП (это Кодекс об административных правонарушениях) и ведомственным Приказом МВД № 185 (2 марта 2009 г.). Составление административного протокола ГИБДД осуществляется черными, синими или фиолетовыми чернилами, разборчивым почерком либо печатается на компьютере. Перед заполнением уполномоченный сотрудник обязан разъяснить всем участникам действия их права и обязанности, а также предусмотренный законом порядок. В документе должна быть представлена следующая информация:

дата и место написания; Ф. И. О. и служебное положение инспектора ГИБДД; сведения о нарушителе (либо из документов, либо – при их отсутствии – со слов); личные данные потерпевших, свидетелей и понятых, с указанием их адресов и телефонных номеров; показания сторон; перечисление нарушенных правовых актов с подробным указанием обстоятельств; ссылка на статьи, содержащие меру наказания для нарушителя; объяснения предполагаемого нарушителя (может заполняться им собственноручно по его желанию); фраза о несогласии предполагаемого нарушителя с сотрудником полиции; любые иные сведения, имеющие значение для рассматриваемого административного дела.

Документ должен быть подписан предполагаемым виновником или стоять отметка представителя ГИБДД, что нарушитель отказывается подписывать документ, так как не согласен с его положениями. Протокол, как и постановление, составляется на официальном бланке ГИБДД.

В законодательстве нет четких требований, сколько должно быть свидетелей при составлении административного протокола. Однако для предполагаемого виновника или для каждой из сторон в случае ДТП наличие подтверждающих их позицию свидетелей может принести существенную пользу.

Более жесткие требования к понятым, которых должно быть не менее двух человек. При этом понятыми могут быть только незаинтересованные в исходе административного дела лица. Территориальные рамки того, где сотрудник ГИБДД имеет право составлять протокол, ограничены местом правонарушения, потому что все стороны имеют право ознакомиться с содержанием документа. Протокол ГИБДД не может содержать пустые графы и поля. В этих местах документа ставятся прочерки во избежание их заполнения без ведома нарушителя.

Если была допущена ошибка

Любые ошибки в документе идут на пользу водителю, потому что он получает возможность доказать факт процессуального нарушения и потребовать признать документ ГИБДД недействительным. Таким способом можно даже сохранить права, так как если в протоколе об административном правонарушении ошибка, суд не всегда сможет учитывать его в качестве доказательства и основания для лишения нарушителя его водительского удостоверения. К самым распространенным ошибкам в документе, составленном сотрудником ГИБДД, относят:

исправление в документе без отметки «исправленному верить» существенных деталей, к которым относят даты, номера статей законов и положений ПДД и др.; несоответствие оригинала протокола его копии, переданной водителю, что говорит о внесении изменений сотрудником ГИБДД без ведома предполагаемого нарушителя; указание в тексте документа на водителя как на нарушителя или виновного, что не соответствует презумпции невиновности; составление протокола ГИБДД без понятых; отсутствие в документе ГИБДД важных сведений, в частности, согласия водителя на медосвидетельствование при направлении нарушителя на экспертизу.

Наличие подобных просчетов не гарантирует автоматического признания протокола недействительным, однако, при участии компетентного юриста с помощью разных ошибок можно будет с большой долей вероятности переломить ход разбирательства в пользу одной из сторон.

То, что в протоколе об административном правонарушении не указаны свидетели, ошибкой не является. Такой документ ГИБДД будет учтен судом, но при условии наличия в нем личных данных хотя бы двух понятых, которым разрешается не оставлять свидетельские показания, но они должны были наблюдать за действиями полицейского. Постановление наличия свидетелей и понятых не требует.

Исправления в протоколе об административном правонарушении не влияют на признание юридической силы документа, если они не являются существенными, и в тех случаях, когда они оговорены с предполагаемым виновным. О чем должна быть отметка в протоколе, оставленная рукой нарушителя. В остальных случаях судья может признать документ не имеющим силы.

Если не подписывать документ

Некоторые считают, что отказ от подписания протокола об административном правонарушении несет нарушителю определенные выгоды и даже может помочь ему избежать ответственности. Это является распространенным заблуждением. В таком случае инспектор ГИБДД, руководствуясь п. 121 Приказа № 185 (от 2 марта 2009 г.), просто оставит соответствующую отметку об отказе подписывать документ. В целом это никак не скажется на итоге административного дела.

Гораздо более продуктивным будет грамотно изложить в протоколе свою позицию в поле для личных объяснений нарушителя. Там водителю можно в мельчайших подробностях описать нарушения, допущенные сотрудником полиции.

Водителю обязательно следует указать, если инспектор ГИБДД не разъяснил права и обязанности перед составлением протокола. Важно знать, что сотрудник Госавтоинспекции должен провести подробный инструктаж, не ограничиваясь только перечислением статей. Хотя на практике полицейские пропускают этот этап ради экономии времени на составление документа в отношении нарушителя. Когда водитель уверен в своей правоте, он может потребовать записи в протоколе свидетельских показаний пассажиров. Современное законодательство не запрещает использование сообщений о фактических данных любых очевидцев, даже лиц, состоящих в близком родстве. Не принимать к сведению на основании возможной необъективности их может только судья, но никак не сотрудник полиции. Наоборот, законодательство в этом случае идет навстречу виновнику, разрешая не давать показания близкому человеку, способные навредить нарушителю. В протокол можно собственноручно занести любые сведения, в том числе и при несогласии с процедурой осмотра места аварии или оспаривании самого нарушения ПДД. При заполнении документа полицейский не имеет права отказать предполагаемому нарушителю во внесении любых записей, какие он посчитает нужными или важными, в протокол.

Таким образом, отсутствие подписи предполагаемого нарушителя не дает оснований на признание протокола об административном правонарушении недействительным. Гораздо продуктивнее будет отразить в тексте все спорные моменты, которые можно трактовать в пользу водителя или позволяющие доказать существенное нарушение формы составления протокола, чтобы он потерял свою юридическую силу.

Следует обратить внимание на отметку в документе, что нарушитель согласен с предъявляемыми ему обвинениями. Если подписаться под этой записью, оспорить протокол водителю станет практически невозможно. Чтобы такая запись не появилась в подписанном задним числом протоколе, лучше в графе объяснений начать с фразы о категорическом несогласии водителя с доводами сотрудника ГИБДД.

Все о сроках рассмотрения дел

Согласно КоАП, дело подобного рода рассматривается в течение 15 суток со дня фиксации нарушающих закон действий, то есть с момента составления протокола ГИБДД в отношении нарушителя. Сроки могут быть продлены при необходимости дополнительных экспертиз, после чего выносится постановление или материалы передаются в суд.

Если водитель не оспаривает свое нарушение, он получает квитанцию на оплату штрафа. В день, когда постановление вступает в силу (на это дается 3 суток с момента составления постановления), начинается отсчет десятидневного срока, дающегося нарушителю на обжалование. После этого у нарушителя есть 30 суток на оплату взыскания по постановлению.

Затем, если штраф не погашен, материалы передаются судебным приставам, а к должнику могут быть предприняты определенные санкции. Одна из самых эффективных мер – ограничение на выезд за пределы РФ. То, выпустят ли за границу, если есть штрафы ГИБДД , будет зависеть от количества штрафов и их общей суммы.

В 2017-2018 гг. не выпускают за границу при наличии 10 и более непогашенных квитанций по постановлениям ГИБДД или если сумма задолженности нарушителя составляет более 30 тысяч рублей. Если со дня вступления в силу постановления прошло более 2 лет, штрафы ГИБДД автоматически «сгорают» в результате истечения срока давности. В таком случае они уже не будут давать оснований на ограничения прав нарушителя.

Как обжаловать постановление

Вынесенное решение о денежном взыскании можно опротестовать в предусмотренном нормами закона порядке. По закону срок обжалования постановления по административному делу составляет 10 суток. Обращаться можно либо к начальнику выписавшего штраф сотрудника (руководителю того подразделения, в ведении которого – камера видеонаблюдения), либо непосредственно в суд с исковым заявлением. В жалобе следует указать:

наименования органа, в который адресуется обращение; Ф. И. О. и место работы адресата жалобы (например, начальнику отделения ГИБДД); имя заявителя (решение по административному делу в отношении водителя может оспаривать и юридическое лицо); адрес, на который будет отправлен ответ; суть рассматриваемого административного дела с указанием любых важных сведений; Ф. И. О. сотрудника ГИБДД, действия которого обжалуются в обращении; подпись предполагаемого нарушителя и дата.

Скачать образец жалобы (.DOC)

В приложении обязательно должна быть копия постановления и иные документальные свидетельства, которые можно использовать в доказательство своей правоты в разбирательстве по делу. Водителю следует иметь в виду, что анонимные и трудночитаемые рукописные жалобы на действия ГИБДД по закону могут быть проигнорированы. Заявление можно подавать при личном посещении либо отсылать по почте. Также имеется возможность подать документ с жалобой через электронный портал ГИБДД.

Конечно, при очевидных нарушениях подача жалобы не имеет смысла и даже может навредить водителю. Поэтому перед обращением в ГИБДД лучше уточнить у юриста, можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении и есть ли шансы на отмену штрафа по постановлению.

Документы подлежат регистрации и рассмотрению в течение месячного срока. При необходимости заявителя могут уведомить о продлении разбирательства еще на 30 дней. После этого должно быть вынесено решение.

Жалобу могут не удовлетворить. Возможна коррекция постановления: причем меры наказания могут быть изменены и в сторону их увеличения. Еще один вариант – признание постановления Госавтоинспекции незаконным. Административное дело может быть не отменено, а отправлено на доследование. Материалы могут быть переданы в другое ведомство, в юрисдикции которого находится решение спорного вопроса.

В целом разница между протоколом и постановлением ГИБДД проявляется в деталях – с первого взгляда незначительных, но при оформлении первого вида документа у водителя больше шансов избежать наказания, чем после оформления второго. Потому что протокол — это документ, в котором производится фиксация факта нарушения, а постановление — это документ, в котором зафиксировано уже назначенное наказание.

rss