Главная Новости

Почему мать двоих детей из Владивостока променяла карьеру инженера на кондитерский цех

Опубликовано: 01.09.2018

Варвара Бондарева. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

30 августа 2017, PrimaMedia. Варвара Бондарева еще 7 лет назад была преуспевающим инженером-строителем, но будучи в декретном отпуске вспомнила, что с детства мечтала готовить торты. Решила рискнуть и бросила работу. Она недолго пробыла "домашним" кондитером, после вдохновляющей поездки в Париж отучилась в кулинарном техникуме, куда ее не хотели брать из-за наличия высшего образования, проработала в нескольких ресторанах, а позже открыла собственный цех по производству сладостей. Бондарева смогла за это время не только стать профессионалом, но и пережить кризис, который грянул во время открытия дела, понадеяться на крупный контракт с сетью пит-стопов и разочароваться в первом партнерстве, совершить немало ошибок по продвижению, но все равно получить стабильный поток клиентов. О пути молодого, но амбициозного предпринимателя — в интервью на ИА PrimaMedia.

Работа над цветком из шоколада. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Работа над цветком из шоколада. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Работа над цветком из шоколада. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Работа над цветком из шоколада. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Работа над цветком из шоколада. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

— Почему решили стать кондитером и бросить работу?

— Я начала готовить торты еще в детстве и верила, что буду поваром. Но по мере взросления осознавала, что необходимо высшее образование, кроме того родители уверили, что повара зарабатывают мало. Поступила на инженера-строителя, закончила институт в Хабаровске, долгое время работала по специальности, родила двух детей, а о профессии кондитера даже не думала.

Будучи во втором декретном отпуске, решила сделать торт, а за поиском рецепт полезла в интернет. Я набрела на специализированный сайт, увидела, какие торты делают люди, поразилась их умению и вдохновилась. С тех пор не прошло ни дня, что бы я не изучала кондитерское мастерство или не практиковалась. Тогда в 2010 году, я осознала, что готовить торты – это мое дело и именно этим я хочу заниматься. Иногда, люди забывают или не знают для чего они рождены… У каждого есть особенный путь и свой я нашла таким образом, просто начав поиск рецепта в сети.

Начала готовить, выкладывать свои работы в сети, даже в журналы рецепты отправляла, платили по 200 рублей за каждый (смеется). Мне были интересны и теория, и практика. Но не все удавалось, потому что не было либо необходимых ингредиентов, либо хорошей техники. Я не сдавалась, около полугода делала торты для семьи и друзей ради удовольствия, а фотографии выкладывала в Одноклассники. Многие подписчики интересовались, пеку ли я на заказ. Такие предложения пугали, потому что я мало что умела, и всем отказывала.

Но продолжила готовить торты, более того, пошла учиться. Я понимала, что одного интернета мало и доступной информации там не было, вариант с обучением в Москве не подходил, потому как у меня двое маленьких детей. Поэтому поступила в кулинарный техникум во Владивостоке, причем брать меня туда 30-летнюю с высшим образованием не хотели, но мы их уговорили (улыбается). Так прошел еще год.

— Расскажите, зачем отправились в кулинарное путешествие в Париж? Чем вас привлек именно этот город?

— Это было моей мечтой, потому что Париж – кладезь великих кондитеров и мест, где можно насладиться европейскими десертами. А еще я хотела разобраться, в чем секрет легендарного пирожного макарун, родиной которого и является этот потрясающий город.

Мы копили с супругом на поездку. Пробыли там две недели, за это время прошли десятки кондитерских, я изучила множество десертов, нашла для себя интересные вкусовые сочетания, накупила килограммы ингредиентов и даже книги, которые потом приходилось со словарем переводить.

После жизнь закипела другими красками, можно сказать, так начался мой профессиональный путь кондитера, потому что после этого я поступила в колледж и начала делать торты на заказ на скромные деньги.

— Вы после колледжа работали исключительно на себя?

— Нет, меня пригласили в ресторан кондитером, где я разработала десертное меню. Опыт был успешным, мои пирожные хорошо продавались, но условия в заведения были скверными, и наступил момент, когда я не выдержала и ушла. Был опыт работы в кофейнях, но понимала, что мне чего-то не хватает: либо рабочее место неправильно организовано, либо ингредиенты не подходили. Хотелось удобства и чтобы не обижали по зарплате, поэтому вернулась на свою кухню и стала делать торты на заказ, и понеслось.

Глазурь для покрытия торта. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Покрытие торта глазурью. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Покрытие торта глазурью. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Украшение торта. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Варвара Бондарева за работой. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

— В какой момент открыли производство и перестали печь дома?

— Три года назад это произошло. К тому моменту на домашней кухне стало тесно и мне понадобился помощник. Стало слишком много заказов. На нас тогда вышла сеть автомобильных кафе, они обозначили такой объем, что на домашней кухне было справиться нереально.

Нашли помещение, ремонт курировал супруг. Вложили 200 тысяч рублей. На оборудование ушло еще около 300 тысяч. А после того, как запустились, сеть пит-стопов передумала с нами сотрудничать. Это было для нас неожиданно, но мы не стали унывать, продажи росли, и мы справились.

Самое сложное на тот момент было то, что пока мы искали помещение и собирались брать кредит на ремонт, произошла девальвация рубля. Тогда ставка в банках взлетела до небес, и кредиты начали выдавать под 35%. Пришлось брать. В банке на нас смотрели как на дураков, но все сложилось удачно, и сегодня мы вышли из долгов.

— Как идею открыть свое дело восприняли родственники и друзья?

— Друзья скептически. Особенно если учесть, что я неплохо зарабатывала, работая инженером. Они не понимали, как можно бросить место с хорошим доходом и уйти в никуда. Родственники поддержали, даже название и логотип мне придумала свекровь, и на производстве мне она помогала, а супруг для меня незаменимый помощник.

— Вам работать самостоятельно комфортно, но у вас есть помощница. Научились делегировать обязанности?

— Нет, мне дается это очень сложно. Я пока не могу доверять работу другому человеку. Помощница делает простые вещи и собирает несложные торты. Все должно быть идеально, поэтому без моей проверки ни один торт из цеха не выходит.

— Когда запустили сайт? Создавали его сами или обратились в агентство?

— Делали сайт по бартеру: сладкий стол + 20 тысяч рублей. Это было сразу, как запустили цех. Этим занимался супруг, но, оказалось, мы наделали немало ошибок. Сайт тогда ничего не приносил, рекламу мы не настраивали, но теперь все иначе, исправляем проблемы совместно со специалистами. Сейчас он хотя бы начал приносить нам клиентов.

— Какими способами продвижения пользовались в начале пути? Какой из них оказался наиболее эффективным?

— Что касается печального опыта, то мы обожглись на бесплатной раздаче сладостей на мероприятиях. Это не приносит ничего. То же могу сказать о сервисе со скидками, они приносят лишь клиентов-халявщиков, которые потом не возвращаются. Лучше всего работает продвижение в Instagram. Также клиенты приходят по совету друзей. Я, кстати, убеждена, что куда важнее вкладывать деньги в качество, чем в маркетинг.

Сайт тоже приносит клиентов, но произошло это после его изменения. От туда приходят с большими заказами и это, как правило, мужчины, которые менее требовательны, но точно знают чего хотят, более того они платят гораздо больше. Также через сайт заказы делают те, кто живут в других городах: часто принимаем заказы на доставку тортов кому-то в подарок.

— Где покупали оборудование? Удалось что-то найти во Владивостоке?

— Здесь если что-то и есть, то слишком дорого. Дешевле самим из Москвы заказать. Нам повезло, что с самого начала вышли на компанию Rich Group, которая находится во Владивостоке. Она занимается поставками. Это вышло дешевле и проще.

— В производстве кондитерских изделий очень важно качество сырья. Как долго вы искали то, что вас устроит?

— Мы долго искали и нашли поставщиков приморской ягоды, берем местный мед, ревень сами заготавливаем, используем только приморскую молочку "ГринАгро", а яйца с птицефабрики "Уссурийская". Очень тщательно подходим к выбору ингредиентов, поэтому не приобретаем готовый ни конфитюр, ни мармелад для начинок. Очень сложно было решить вопрос с миндальной мукой, которая нужна для пирожного макарун. Цены на нее высокие, но качество не стабильное. Представьте, 1 кг стоит 1600 рублей, ты берешь 10 кг, а она даже у проверенного поставщика оказывается не той, с которой привыкли работать, а он при этом отказывается возвращать деньги, прикрываясь сертификатами. В итоге пришли к тому, что делаем миндальную муку сами из американского сырья и только для себя.

— Работаете ли вы с праздничными агентствами, ресторанами?

— Да, поставляем продукцию в несколько заведений в городе, также оформляем заказы к праздникам по заказу агентств, которые организуют торжества. От них заказы, как правило, самые интересные.

— Производство тортов и пирожных высоко конкурентная ниша во Владивостоке?

— Если посмотреть на количество предложений, то да, ниша более чем конкурента. Но большинство объявлений размещают те, кто научились делать бисквитные торты и смешивать два крема, называют при этом себя кондитерами, но продолжают работать на домашней кухне, мечтая заработать много денег. Я прежде, чем первый торт продать, сделала тысячу бесплатных. Большинство домашних кондитеров думают, что делать торты на заказ – это быстрый заработок денег, когда они понимают, что это не так, то перестают этим заниматься. Ведь это — нелегко!

Украшение торта. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Украшение торта. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Торт Варвары Бондаревой. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Торт Варвары Бондаревой. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Логотип кондитерской. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

— Кто для вас главные конкуренты?

— Это увлеченные, талантливые кондитеры, которых не так много в городе, и всех я знаю. Не хотелось бы отмечать кого-то конкретного. Скажу, что они молодцы и вместе мы развиваем рынок.

— Приходилось ли вам сталкиваться с негативными отзывами? Как вы с этим справились?

— В интернете нет, клавиатурных войн не было. У нас адекватная и лояльная аудитория. Но были недовольства оффлайн пару раз. Бороться с этим не нужно. Лучше всегда признавать свою вину, даже, если человек не прав, все равно стоит извиниться и отдать деньги. Без ошибок нельзя, мы на них учимся. Например, после одного случая, мы стали писать инструкции по перевозке тортов, с которой знакомим в обязательном порядке каждого клиента. И продолжаем придерживаться правила – клиент всегда прав.

— Как вы оцениваете, что на кондитерском рынке сейчас набирает популярность?

— Все, что связано с выпечкой. Люди хотят хлеба и зрелищ. Я на это училась, но заниматься этим не буду, потому что позиционирую себя как специалист по тортам, более того для того, чтобы продавать выпечку, нужна открытая точка, которой у нас нет, к сожалению.

— А в планах есть открыть точку продаж?

— Задумки есть, хотим открыть во Владивостоке свою кондитерскую, но пока только просчитали эту идею. Нужно не меньше 1 млн рублей. Но также нужно найти помещение и сформировать команду. Сейчас ищем человека, которого можно поставить на поточную продукцию.

Вступай в группу "PrimaMedia. Новости" в Whatsapp

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Итальянец во Владивостоке: сырное дело Марко Мельпиньяно

WoodenMap: как карты морей из Владивостока покоряют мир и кабинеты высокопоставленных лиц

rss