Навязывание услуг - статья Гражданского Кодекса РФ

Опубликовано: 01.09.2018

видео Навязывание услуг - статья Гражданского Кодекса РФ

2017 год. ОСАГО. Защита прав потребителей. Ейск. Краснодарский край

Гражданский Кодекс в ст. 421 предоставляет гражданам свободу в заключении соглашений. То есть никто не может быть принужден к подписанию договора. Когда речь идет о сделке, где одной стороной является потребитель, то это его право подкрепляется ст. 16 Закона о защите прав потребителя (ЗПП).



В норме дан запрет на обязывание покупателя приобрести товар или услугу вместе с другой. Тем не менее покупателям нередко приходится сталкиваться с ситуацией навязывания дополнительных услуг. Разберемся что это и как с ней быть.

Примеры принуждения к приобретению дополнительных услуг

Вариантов столкнуться с недобросовестностью исполнителя масса. Самыми популярными является навязывание платных, необязательных услуг в медицинской сфере. Когда для получения консультации приходится проходить ненужные обследования, сдавать анализы или приобретать медикаменты. Естественно, что когда исследования назначаются с целью более детального рассмотрения проблемы для дачи компетентного ответа, то речь о навязанной услуге не идет .


Закон О защите прав потребителей. Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)

Или, например, этим часто грешат похоронные агентства, заставляющие приобрести ненужный сервис, пользуясь растерянным положением другой стороны. О том как получить деньги за не оказанные услуги в этой статье .

Получение кредита

Мы часто слышим, что включение дополнительных услуг в кредитный договор является незаконным. На самом деле это не совсем так. В обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС от 22.05.2013 даны различные ситуации, когда данное условие является нарушением, а когда нет.

Если получение денежных средств обусловлено страхованием, и у потребителя нет выбора использовать иной вариант получения ссуды, то данное условие однозначно является нарушением. А требование оформить страховку только в определенной организации не соответствует нормам закона, так как у потребителя отсутствует альтернатива, ущемляется право выбора, дарованное ЗПП.

Но, если страхование производится в качестве дополнительной меры обеспечения обязательств, тогда вероятность исключить этот пункт договора приближается к нулю . Да, действительно, обязать застраховать свою жизнь или здоровье, в силу ст. 935 ГК никого нельзя.

Однако это правило не распространяется на ситуацию, когда данное условие прописано в договоре. А ст. 329 ГК предоставляет право использовать любые способы, не запрещенные законодателем, для увеличения вероятности исполнения обязательств.

Покупка полиса ОСАГО

Часто возникают споры между автовладельцами, желающими приобрести полис ОСАГО и страховыми компаниями, намеривающими продать дополнительны договора, такие как страхование пассажиров, жизни, здоровья водителя и т.д.

Обязанность подписать соглашение возможно только тогда, когда это предусмотрено ФЗ. Например, получение автогражданки, является обязательной процедурой, в соответствии с ФЗ No 40 от 25.04.2002. Этим же актом предусмотрено, что получение дополнительных полисов возможно только на добровольной основе .

Отказать в получении только одного договора страховщики не могут. Так как их работа подпадает под действие ст. 426 , где дано прямое указание на отсутствие возможности отклонить желание конкретного потребителя, без наличия уважительных причин.

Кроме того, в КоАПе предусмотрена отдельная норма для страховщиков, которые отказывают заключить публичный договор или заставляют приобрести дополнительные полисы. Навязывание услуг по ст. 15.34.1 карается штрафом для должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс., а для юридических в границах от 100 тыс. до 300 тыс. При этом, в рамках данной статьи, сотрудники страховых фирм, брокеры и агенты, отвечающие за подписание договоров, являются должностными лицами.

Способы восстановления нарушенных прав

Если вы стали получателем навязанных услуг, первое что потребуется сделать — это обратиться к организации, которая вам их предоставила, с предложением добровольно расторгнуть договор и вернуть уплаченные средства . Дело в том, что при последующем обращении в суд, вас обязательно спросят: пробовали ли вы решить дело мирным путем.

По правилам ст. 32 ЗПП потребитель имеет право отклонить предложение получить работу или услугу в абсолютно любой момент, при условии, что он оплатил расходы, что понес исполнитель.

С 1 января 2018 года вступило в силу изменение, внесенное Указанием ЦБ № 4500-У от 21.08.2017. В соответствии с новыми правилами расторгнуть договор добровольного страхования можно в течение 14 дней, если в этот период не наступил страховой случай и общий срок  соглашения превышает 1 месяц. Обращаем ваше внимание, что речь идет только о добровольном страховании. ОСАГО является обязательным.

Читайте также:

Как вернуть товар без объяснения причин по закону в течение 14 дней

Роспотребнадзор

Для защиты своих прав, в случае, когда вы стали получателем услуг, согласия на которые не давали, желания их приобретать не выказывали, следует обратиться в Роспотребназдор. Этот орган осуществляет надзор за соответствием деятельности фирм, организаций, индивидуальных предпринимателей законодательству о защите прав потребителя.

Подать жалобу туда можно несколькими способами. Можно лично обратиться в орган власти и принести заявление с собой. График и часы приема уточняются на официальном сайте федеральной службы, там же можно предварительно записаться.

При отсутствии возможности самостоятельно посетить учреждение, существуют дистанционные способы. В каждом субъекте РФ действуют “горячие линии ”, на которые можно сообщить о факте нарушения закона, о навязывании услуг.

Роспотребнадзор обязательно отвечает на письма, полученные традиционным образом . Можно воспользоваться разделом “Интернет — обращение” на портале Роспотребназора и отправить жалобу электронно.

Читайте также:

Как подать жалобу в Евросеть по горячей линии и в Роспотребнадзор

Составление обращения

К заявлению применяются общие требования для обращений граждан в органы власти, описанные в ФЗ No 59 от 02.06.2006 . А именно:

заявление не должно быть анонимным. В нем должны быть указаны данные и координаты обратившегося, для того, чтобы сотрудники надзорного органа могли связаться для получения дополнительной информации, доказательств, предоставить ответ или дать консультацию; из сообщения должно быть понятно, что является причиной обращения, какие права нарушены, кем и по отношении к кому; текст не может содержать ненормативную лексику или угрозы в адрес сотрудников или их близких. Документ должен быть написан разборчиво. Несоответствие этим двум параметрам может привести, к тому, что он останется без ответа; в конце проставляется дата и подпись.

Сроки для рассмотрения обращения предусмотрены тем же 59 — ФЗ, где сказано, что у сотрудников для дачи компетентного ответа есть месяц . В исключительных случаях, когда для разрешения конфликта необходимо привлечение иных структур, проведение дополнительных экспертиз и проверок, срок может увеличиваться до 2 месяцев . Заявитель об этом уведомляется дополнительно.

Федеральная служба по надзору по защите прав потребителя может осуществлять не только консультирование, но и привлекать к административной ответственности нарушителей . КоАП в п. 2 ст. 14.8 устанавливает размер санкций за ущемление прав приобретателей товаров и услуг, посредством включения в соглашение условий, которые не соответствуют нормам закона. Должностные лица заплатят в бюджет штраф от 1000 до 2000 рублей, а организации — от 10000 до 20000.

ФАС

Можно написать в Федеральную Антимонопольную Службу. Но нужно понимать, что этот орган власти не решает всех подряд вопросов потребителей . В контексте этой статьи следует обратить внимание на одну сферу их деятельности — надзор за тарифами . Речь идет о соответствии размеров взимаемых платежей уровню, установленному законодательными актами, в сфере коммунальных услуг, услуг связи, медикаментов, транспорта железнодорожного и авиа и т.д.

Поэтому в случае обращения не по компетенции, нужно быть готовым к тому, что вам либо вернуть ответ с предложением обратиться надлежащий орган, либо перешлют его по назначению. Срок для переадресации установлен в 7 дней, об этом факте заявитель уведомляется письменно.

Прокуратура

Можно обратиться за помощью к прокурору. Этот орган власти является также надзорным, его сотрудники обладают полномочиями возбуждать административные дела . Но в силу того, что круг нарушений, по которым возможно привлечение к ответственности непосредственно прокурором, ограничен, чаще происходит переадресация в иные структуры.

Так, например, надзорным органом сфере страхования является ЦБ, в соответствии со ст. 30 Закона No 4015-1 от 27.11.1992 .

Суд

Последней инстанцией, призванной защитить потребителя, если не помогли остальные, считается суд. Иск будет рассматривать суд общей юрисдикции . При сумме требований менее 50 тысяч — мировой, более — районный. Выбрать район можно любой, на усмотрение заявителя. Он может быть установлен по территории проживания истца, регистрации ответчика или по месту заключения договора. От оплаты госпошлины пострадавшие потребители освобождаются.

Требования, предъявляемые к исковому заявлению даны в ст. 131 ГПК. В документе следует указать:

наименование органа судебной власти, куда направляется обращение; данные и координаты всех участвующих в деле сторон. Если происходило обращение в надзорный орган, то его следует указать в качестве третьего лица; в шапке следует прописать сумму требований, так сотрудникам суда будет проще определиться верно ли выбрана подсудность; в тексте иска подробно описываются обстоятельства дела, шаги, которые были предприняты для урегулирования конфликта до обращения к судье; расписывается по пунктам что и в каких размерах истец желает получить с ответчика; просьба к суду. Следует прописать под номерами все свои пожелания, начиная с главного требования: расторгнуть договор, признать пункт недействительным, затем каждому желанию отдельный абзац; подпись и дата. Отсутствие этих данных приведут к приостановлению рассмотрения дела, поэтому следует обратить на него внимание.

Что можно требовать? Как было уже сказано, логичнее сначала расторгнуть договор или признать пункт недействительным , так как именно этот факт приведет к определенным последствиям. Затем требуются средства, которые были перечислены в адрес исполнителя .

По правилам ст. 16 ЗПП , если продавец заставил приобрести покупателя товар или услугу, то он должен возместить ему убытки. В понятие убыток, в соответствии со ст. 15 ГК входят средства, что пришлось потратить покупателю на восстановление своего права или придется потратить, цена утраченных вещей, размер доходов, которые мог бы получить пострадавший в обычной ситуации.

Кроме того, нарушителю потребуется выплатить компенсацию морального вреда . А также заплатить штраф за добавление к основному договору неправомерных услуг, за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя.

Но важно понимать, что само по себе обращение не приведет к положительному результату. Факт нарушения потребуется установить в суде, с помощью предоставленных неопровержимых доказательств. Ими могут быть документы, которые потребуется приложить к иску или свидетельские показания.

Иск подлежит рассмотрению в течение 2 месяцев с момента обращения. Если и эта инстанция не удовлетворила потребителя, то решение можно обжаловать в суде апелляционной инстанции .

Заключение

Законом предоставлено право потребителю заключать только те сделки, в которых он действительно заинтересован. Исключения составляют лишь случаи, когда приобретений услуги является обязательной. Если это право нарушено, то для соблюдения досудебного этапа урегулирования конфликта потребуется попробовать договориться с нарушителем. Можно обратиться за защитой в надзорные органы власти, а если это не помогло, следует идти в суд.

rss