Главная Новости

Как определить ответчика по госконтракту

Опубликовано: 06.09.2018

видео Как определить ответчика по госконтракту

новости сегодня -россия 9/8/2017

В моей практике неоднократно случались ситуации, когда ко мне обращались за помощью во взыскании задолженности по государственным или муниципальным контрактам. Иногда обращались за помощью, когда исковое заявление уже было подано в арбитражный суд. Однако, не всегда клиенты, чьи права были нарушены, верно определяли круг ответчиков по иску.


Тендер. ВНИМАНИЕ: Недобросовестные заказчики. Как узнать кто не будет платить?

Защита своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов дело непростое, особенно когда вашим процессуальным оппонентом выступает орган государственной или муниципальной власти, либо бюджетная организация.

Неправильное же определение ответчика по делу ведет, в лучшем случае, к затягиванию процесса, а в худшем – к отказу в удовлетворении исковых требований.

Настоящая статья будет интересна руководству организаций и предпринимателям, которые собираются судится или уже судятся с государственными или муниципальными органами, либо бюджетными организациями.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, проблема выбора ответчика в судебном споре будет рассмотрена на примере спора, вытекающего из неисполнения обязательств заказчиком по государственному или муниципальному контракту.

Итак, в соответствии с ч. 3 ст. 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск.

Более развернутый перечень субъектов, которые могут быть сторонами по делу предусмотрены ч. 2 ст. 27 АПК РФ, в соответствии с которой арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

В свою очередь статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) предусмотрено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

Как можно заметить, ст. 4 Федерального закона № 94-ФЗ не содержит указание на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование как на сторону государственного либо муниципального контракта.

Как известно, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Наибольшее затруднение, как показывает опыт, при определении ответчика вызывает ситуация, когда от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципальных образований выступает какое либо бюджетное учреждение.

Так, утвержденные Приказом Тендерного комитета г. Москвы от 03.02.2011 № 70-01-14/11 «Об утверждении примерных форм контрактов, типовых форм банковских гарантий и требования об уплате банковской гарантии» формы контракта предусматривают следующую преамбулу: «______________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», от имени и в интересах города Москвы в соответствии с Положением о ______ (уставом), утвержденным ______________, в лице ________________, действующего на основании ____________________, с одной стороны, и …».

По общему правилу при толковании договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (ст. 431 ГК РФ). Так вот при буквальном толковании получается, что лицо, а это может быть орган власти, либо бюджетное учреждение, подписывающее контракт от имени и в интересах города Москвы, действует на основании договора поручения, в соответственно права и обязанности по сделке в данном случае возникают непосредственно у доверителя, то есть у города Москвы.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как же определить кто будет являться ответчиком в случае, если возникла необходимость обратиться в суд с иском о взыскании задолженности, либо возмещении вреда, причиненного действиями или бездействиями чиновников, а также с иском о привлечении к субсидиарной ответственности Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям по обязательствам созданных ими учреждений.

22 июня 2006 года Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации было приняты постановления № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 21) и № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 23).

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи БК РФ.

Отметим, что Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ, в рамках комплексной реформы бюджетного процесса, в БК РФ были внесены изменения и понятие главного распорядителя бюджетных средств из п. 1 ст. 158 БК РФ было исключено и дано в ст. 6 БК РФ «Понятие и термины, применяемые в настоящем Кодекса» в соответствии с которой: «главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Согласно п. 7 Постановления ВАС РФ № 21 при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

Таким образом, для того, чтобы определиться с ответчиком необходимо установить, кто является собственником учреждения, если контракт заключен с учреждением, и кто является главным распорядителем бюджетных средств.

К слову вышеуказанным Приказом Тендерного комитета г. Москвы от 03.02.2011 № 70-01-14/11 утверждены разъяснения и указания по отдельным пунктам контракта, в соответствии с которым в преамбуле договора, помимо прочего, указывается в отношении заказчика «наименование, название и реквизиты акта, устанавливающего компетенцию Заказчика как органа государственной власти или уполномоченного соответствующим органом распорядителя бюджетных средств, фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя».

Кроме того, Постановлением Пленума ВАС РФ № 23 установлено, что при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) — соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

rss